Инженерный подход к мостовым конструкциям

Пешеходный мост через р. Эмайыги в г. Тарту (Эстония)17 лет назад группа творчески мыслящих инженеров, в которую вошли ведущие сотрудники научно-исследовательских и проектных организаций с многолетним опытом работы в области типового проектирования и создания объектов новой техники в промышленно-гражданском и транспортном строительстве, прежде всего в мостостроении, поставила своей целью внедрение в производство собственных научно-технических разработок. Так появилась фирма «Стройкомплекс».

После 1991 г., в связи с распадом советских иерархических структур, разработка и внедрение новых конструкций, в том числе защищаемых авторскими свидетельствами и патентами, оказались практически бесхозными. Появилась возможность сформулировать ряд задач, которые годами не решались в рамках государственной системы. В этих условиях, учитывая производственные возможности «безработных» предприятий ВПК, наличие технических знаний, связей и опыта, компании «Стройкомплекс» удалось успешно ответить на вызовы нового времени. Сотрудниками ОАО «Трансмост» совместно с работниками фирмы «Стройкомплекс» были разработаны новые конструкции опорных частей – важнейшей детали любого мостового сооружения. Это были оригинальные конструкции, впоследствии защищенные патентом РФ. Разработкам, реализованным специалистами фирмы «Стройкомплекс», удалось прочно занять свою технологическую нишу в российском мостостроении: за период с 1996 года по 2008 г. было изготовлено и отправлено заказчикам в разные регионы страны и за рубеж более 2500 опорных частей различных модификаций.

С 2005 г. сфера применения мостовых опорных частей расширилась: было изготовлено более 200 опорных частей различных типов для спортивных и концертных комплексов в Казани, Риге, Минске, а также для зданий с подвесными многоэтажными вставками в Санкт-Петербурге и Киеве. Представляется, что это направление деятельности фирмы будет развиваться и впредь.

В 1998 г. номенклатура изделий была расширена за счет еще одной малой по объему, но весьма ответственной мостовой конструкции – деформационных швов между пролетными строениями и устоями. Предложенные разработчиками «Стройкомплекса» новые конструкции деформационных швов смогли обеспечить ровность езды, герметичность и долговечность при стоимости в 1.3—1.5 раз меньше зарубежных аналогов. Одновременно со швами стали изготавливаться плоские домкраты, и начаты разработки сейсмозащитных устройств.

На сегодняшний день список продукции, поставляемой фирмой (сейчас она новсит название ООО «СК Стройкомплекс-5»), включает в себя такие основные позиции, как:

  • Опорные части двух типов: тангенциальные скользящие и шаровые сегментные. Область применения по нагрузкам таких опорных частей: от 50 до 3000 т, по допускаемым перемещениям до ±250—300 мм (неподвижные, продольно, поперечно и всесторонне подвижные опорные части).
  • Деформационные швы четырех типов для соответствующих взаимных смещений соединяемых конструкций:
    • Т-образные резиновые компенсаторы для перемещений до 20 мм;
    • металлические деформационные швы с резиновыми дугообразными компенсаторами для перемещений до 60 мм и двухмодульные - до 120 мм;
    • гребенчатые металлические деформационные швы для перемещений до 300—400 мм;
    • деформационно-осадочные швы (резиновые компенсаторы) и ватерстопы для стыков секций подпорных стен и тоннелей.
  • Карточки скольжения и другие устройства для надвижки пролетных строений мостов, универсальные и надежные, изготавливаемые по чертежам, согласованным Гипротрансмостом и Гипростроймостом, различных параметров.
  • Плоские домкраты (домкраты Фрейссинэ), предназначенные для подъемки и плавного опускания пролетных строений в целях замены опорных частей, создания преднапряжения в любых типах конструкций, устройстве обделок тоннелей, обжатых в породу, и других случаях, когда требуется создание больших усилий в стесненных условиях.
  • Сейсмозащитные устройства по двум основным направлениям: сейсмогашение за счет противофазности колебаний различных элементов моста и сейсмоизоляция с применением демпферов сухого трения.

Вся продукция фирмы, при необходимости, проходит приемку Независимой мостовой инспекцией, а применяемые материалы испытываются по всем показателям ведущими научно-исследовательскими организациями (НИИ Мостов, Физико-технический институт им. Акад. А.Ф. Иоффе и др.). Среди объектов, на которых применялась продукция фирмы – мосты через р. Москву и канал им. Москвы на МКАДе, мост через р. Оку у г. Каширы, мост через р. Белую в г. Уфе, эстакады МКАД и 3-го транспортного кольца в Москве, путепровод в г. Вентспилсе (Латвия), несколько мостов в Эстонии, петербургская КАД, Комплекс защитных сооружений СПб от наводнений и другие объекты. Кроме инжиниринговых задач, сотрудники компании выполняют также и работы по проектированию промышленно-гражданских объектов, архитектурному проектированию зданий и сооружений. Наиболее интересными же для себя задачами сотрудники «СК Стройкомплекс-5» по-прежнему считают те, в которых можно применить инженерное любопытство и творческий потенциал.

«СК Стройкомплекс-5»

ООО «СК Стройкомплекс-5»
Санкт-Петербург
ул. Бабушкина, 36
Тел./факс: (812) 705-00-65
e-mail: stanislav@stroycomplex-5.ru
www.stroycomplex-5.ru


«Строительство и транспорт», октябрь 2008


Назад к статьям