Последнее обновление: 11.06.2016
- Опорные части и деформационные швы мостов и путепроводов являются весьма ответственными элементами конструкции, хотя и небольшими по объемам и затратам. Качественно изготовленные и правильно эксплуатирующиеся опорные части и деформационные швы во многом определяют потребительские свойства сооружения в целом.
- В течение длительного времени традиционными техническими решениями опорных частей были металлические литые (позднее сварные) тангенциальные, секторные и катковые конструкции. В 1960-х гг. появились резино-металлические опорные части, быстро завоевавшие популярность из-за малого веса и простого монтажа. Тем не менее все упомянутые типы опорных частей имеют массу недостатков как технологического свойства, так и эксплуатационные.
- На смену традиционным конструкциям опорных частей в 1970-х годах были разработаны стаканные, а позднее — шаровые сегментные опорные части с использованием листового фторопласта в качестве антифрикционного материала.
- В 1994—95 гг. были разработаны принципиально новые конструкции опорных частей: тангенциальные скользящие и шаровые сегментные. Основной особенностью этих опорных частей является использование в качестве антифрикционного слоя армированных (тканых) антифрикционных материалов типа «Даклен-1», несущей основой которых являются полиэфирные ткани из волокон СВМ (типа «кевлара»). Антифрикционность ткани обеспечивается вплетением в СВМ с лицевой поверхности фторопластовых нитей. В качестве связующего используются материалы на основе эпоксидных смол. Антифрикционный слой формируется по специальной технологии и характеризуется высокой прочностью, износостойкостью и стабильностью показателей в широком диапазоне температур (от −50° до +60°С) и нагрузок. Измеренные НИИ Мостов при стендовых испытаниях коэффициенты трения антифрикционного слоя по полированной нержавеющей стали не превышают требуемых п. 2.28 СНиП 2.05.03–84 (менее 0.02 при положительных температурах и не выше 0.05 при температуре −40°С). Антифрикционный слой, кроме минимального коэффициента трения, характеризуется также как надежный материал, защищающий металл от коррозии. Область применения по нагрузкам опорных частей обоих типов практически не ограничена: от 50 до 3000 т, по допускаемым перемещениям — от 0 (неподвижные опорные части) до ±250—300 мм (продольно, поперечно и всесторонне подвижные опорные части). Сопоставление основных показателей предлагаемых конструкций опорных частей с типовыми конструкциями показывает:
- вес новых конструкций в 2.5—3.0 раза ниже;
- высота опорных частей ниже на 30—40%;
- исключено применение мелкоразмерных деталей в сочетании с крупногабаритными;
- стоимость новых конструкций в 1.5—2.0 раз меньше типовых.
- Существующие конструкции деформационных швов для автодорожных мостов (гребенчатые, со скользящим листом, с резиновыми компенсаторами типа К8 и др.) имеют немало недостатков, прежде всего, нарушения ровности езды и отсутствие герметичности.
- За последние 10—15 лет на Российский рынок пришло несколько инофирм со своими конструкциями деформационных швов, характеризующимися высокими эксплуатационными качествами. Лидером здесь, безусловно, является германская фирма «Maurer Sohne». Вероятно, в каких-то особо ответственных случаях применение импортных решений оправданно, но в массовом строительстве следовало бы ориентироваться на отечественные конструкции, тем более, что таковые имеются. В качестве примера можно привести примененные на нескольких объектах новые достаточно эффективные конструкции деформационных швов 3 типов:
- Т-образные резиновые компенсаторы для перемещений до 20 мм;
- металлические деформационные швы с резиновыми дугообразными компенсаторами для перемещений до 60 мм и 120 мм;
- гребенчатые металлические деформационные швы для перемещений до 300 мм.
По всем своим параметрам эти конструкции не хуже зарубежных аналогов, но в 1.3—1.5 раза дешевле.
Изготовление и поставку перечисленных выше конструкций опорных частей и деформационных швов обеспечивает фирма «СК Стройкомплекс-5», имеющая многолетний опыт и привлекающая для выполнения наиболее ответственных операций квалифицированных специалистов из предприятий ВПК Санкт-Петербурга.
К числу новых разработок фирмы можно отнести многофункциональные плоские домкраты (домкраты Фрейссине) грузоподъемностью 200 и 1400 т, позволяющие весьма эффективно выполнять работы по замене вышедших из строя резиновых опорных частей.
ООО «СК Стройкомплекс-5»
Санкт-Петербург
ул. Бабушкина, 36
Тел./факс: (812) 705-00-65
e-mail: stanislav@stroycomplex-5.ru
www.stroycomplex-5.ru