28.03.2024

Тезисы доклада на совещании-семинаре в 2005 г. на тему: “Современные конструкции опорных частей и деформационных швов для мостов”

Последнее обновление: 11.06.2016

  1. Опорные части и деформационные швы мостов и путепроводов являются весьма ответственными элементами конструкции, хотя и небольшими по объемам и затратам. Качественно изготовленные и правильно эксплуатирующиеся опорные части и деформационные швы во многом определяют потребительские свойства сооружения в целом.
  2. В течение длительного времени традиционными техническими решениями опорных частей были металлические литые (позднее сварные) тангенциальные, секторные и катковые конструкции. В 1960-х гг. появились резино-металлические опорные части, быстро завоевавшие популярность из-за малого веса и простого монтажа. Тем не менее все упомянутые типы опорных частей имеют массу недостатков как технологического свойства, так и эксплуатационные.
  3. На смену традиционным конструкциям опорных частей в 1970-х годах были разработаны стаканные, а позднее — шаровые сегментные опорные части с использованием листового фторопласта в качестве антифрикционного материала.
  4. В 1994—95 гг. были разработаны принципиально новые конструкции опорных частей: тангенциальные скользящие и шаровые сегментные. Основной особенностью этих опорных частей является использование в качестве антифрикционного слоя армированных (тканых) антифрикционных материалов типа «Даклен-1», несущей основой которых являются полиэфирные ткани из волокон СВМ (типа «кевлара»). Антифрикционность ткани обеспечивается вплетением в СВМ с лицевой поверхности фторопластовых нитей. В качестве связующего используются материалы на основе эпоксидных смол. Антифрикционный слой формируется по специальной технологии и характеризуется высокой прочностью, износостойкостью и стабильностью показателей в широком диапазоне температур (от −50° до +60°С) и нагрузок. Измеренные НИИ Мостов при стендовых испытаниях коэффициенты трения антифрикционного слоя по полированной нержавеющей стали не превышают требуемых п. 2.28 СНиП 2.05.03–84 (менее 0.02 при положительных температурах и не выше 0.05 при температуре −40°С). Антифрикционный слой, кроме минимального коэффициента трения, характеризуется также как надежный материал, защищающий металл от коррозии. Область применения по нагрузкам опорных частей обоих типов практически не ограничена: от 50 до 3000 т, по допускаемым перемещениям — от 0 (неподвижные опорные части) до ±250—300 мм (продольно, поперечно и всесторонне подвижные опорные части). Сопоставление основных показателей предлагаемых конструкций опорных частей с типовыми конструкциями показывает:
    • вес новых конструкций в 2.5—3.0 раза ниже;
    • высота опорных частей ниже на 30—40%;
    • исключено применение мелкоразмерных деталей в сочетании с крупногабаритными;
    • стоимость новых конструкций в 1.5—2.0 раз меньше типовых.
  5. Существующие конструкции деформационных швов для автодорожных мостов (гребенчатые, со скользящим листом, с резиновыми компенсаторами типа К8 и др.) имеют немало недостатков, прежде всего, нарушения ровности езды и отсутствие герметичности.
  6. За последние 10—15 лет на Российский рынок пришло несколько инофирм со своими конструкциями деформационных швов, характеризующимися высокими эксплуатационными качествами. Лидером здесь, безусловно, является германская фирма «Maurer Sohne». Вероятно, в каких-то особо ответственных случаях применение импортных решений оправданно, но в массовом строительстве следовало бы ориентироваться на отечественные конструкции, тем более, что таковые имеются. В качестве примера можно привести примененные на нескольких объектах новые достаточно эффективные конструкции деформационных швов 3 типов:
    • Т-образные резиновые компенсаторы для перемещений до 20 мм;
    • металлические деформационные швы с резиновыми дугообразными компенсаторами для перемещений до 60 мм и 120 мм;
    • гребенчатые металлические деформационные швы для перемещений до 300 мм.

По всем своим параметрам эти конструкции не хуже зарубежных аналогов, но в 1.3—1.5 раза дешевле.

Изготовление и поставку перечисленных выше конструкций опорных частей и деформационных швов обеспечивает фирма «СК Стройкомплекс-5», имеющая многолетний опыт и привлекающая для выполнения наиболее ответственных операций квалифицированных специалистов из предприятий ВПК Санкт-Петербурга.

К числу новых разработок фирмы можно отнести многофункциональные плоские домкраты (домкраты Фрейссине) грузоподъемностью 200 и 1400 т, позволяющие весьма эффективно выполнять работы по замене вышедших из строя резиновых опорных частей.

stroycomplex-5
ООО «СК Стройкомплекс-5»
Санкт-Петербург
ул. Бабушкина, 36
Тел./факс: (812) 705-00-65
e-mail: stanislav@stroycomplex-5.ru
www.stroycomplex-5.ru

Назад к статьям