Верный путь

trams

Реализация оригинальных инженерных идей, внедрение в производство собственных авторских разработок – такой была стратегическая цель основателей Группы компаний “Стройкомплекс-5”. В этом году предприятие отмечает 25 летний юбилей.

5000Путь, избранный учредителями и специалистами, оказался совсем непростым, но, как показало время, единственно верным. Сегодня, спустя 25 лет, «Стройкомплекс-5» известен в стране и за рубежом как инжиниринговая и производственная компания, специалисты которой поставляют созданные на основе оригинальных инженерных решений опорные части для мостов, промышленных и гражданских зданий и сооружений, разрабатывают нестандартные элементы деталей и конструкций для уникальных объектов по
спецзаказам. Кроме того, в линейке продукции, разработанной и выпущенной под маркой «Стройкомплекс-5», – деформационные швы различных типов, предназначенные для строительства мостов, подпорных стенок
и тоннелей, карточки скольжения, плоские домкраты, сейсмозащитные устройства.

Известно, например, что опорные части в России изготавливают всего пять компаний, причем четыре из них копируют типовые зарубежные аналоги. «Стройкомплекс-5» выпускает шаровые сегментные и тангенциальные скользящие опорные части на основе собственных разработок. Более того, в производстве применяются только отечественные комплектующие, что обеспечивает независимость от зарубежных поставок, колебаний курсов валют.

«Мы всегда жили по этому принципу: ничего не заимствовать, не копировать, не перепродавать, – подчеркивает генеральный директор Группы компаний «Стройкомплекс-5» Станислав ШУЛЬМАН.

– У коллег – мостостроителей, ученых, которые вместе со мной учреждали предприятие, в арсенале был не только большой опыт в области типового проектирования транспортных, промышленных, гражданских объектов, но и авторские свидетельства на разработку материалов, новой техники. Не удивительно, что все мы хотели внедрить свои инженерные идеи на практике». Первые два года фирма выживала за счет проектных работ, но одновременно шли испытания опорных частей мостов, усовершенствованных специалистами «Стройкомплекса-5». «Подвижность традиционных, типовых конструкций опорных частей, которые и сейчас выпускаются, обеспечивается за счет трения качения, – поясняет Станислав Шульман, – мы же взяли за основу другой принцип: трение скольжения. Это, безусловно, не новость. Но в качестве антифрикционного материала нами был использован тканый материал «Даклен», предложенный одним из наших специалистов». Испытания новой модификации опорных частей, проведенные в НИИ мостов и Физико-техническом институте РАН имени А. Ф. Иоффе, показали, что эксплуатационный потенциал и долговечность опорных конструкций, предложенных «Стройкомплексом-5», выше, чем традиционных.

Компания получила необходимые по отраслевым требованиям сертификаты и ТУ и уже в 1995 году приступила к выполнению первого заказа на поставку опорных частей для моста через Оку в подмосковной Кашире.

Сегодня опорные части, разработанные и изготовленные «Стройкомплексом-5», служат на переправах через реки Белая в Уфе, Эмайыги в Тарту, Терек в Чеченской Республике, Иле в Казахстане, через Кольский залив в Мурманске, в других регионах страны и ближнем зарубежье. Вторым по значению направлением работы «Стройкомплекса-5» является разработка и освоение оригинальных конструкций деформационных швов, принципиально отличающихся от известных импортных аналогов, но не менее надежных и долговечных. Эти конструкции также прошли все необходимые испытания и изготавливаются в массовом порядке.

trams
Трамвайная эстакада в Санкт-Петербурге

В области транспортного строительства специалисты «Стройкомплекса-5» также хорошо известны как разработчики оригинальных систем сейсмозащиты мостов. Скажем, для железнодорожного моста через реку Амудери в Туркмении был предложен особый комплекс устройств, который обеспечивает надежную защиту от различных видов сейсмических воздействий. Для мостовых сооружений, составляющих существенную часть транспортной инфраструктуры Сочи, которая создавалась к Олимпийским играм 2014 года, инженеры разработали систему сейсмозащиты на основе стержневых амортизаторов и демпферов для эстакад, которые ведут из Адлера в аэропорт и Красную Поляну. В ряду изделий, необходимых для строительства мостов, немалую долю в производстве «Стройкомплекса-5» занимают незаменимые в монтажных операциях карточки скольжения, которые также отличаются от традиционных не только особой надежностью, но и тем, что их финишный слой выполнен из антифрикционного материала, не требующего смазки. Их, как правило, применяют для надвижки пролетных строений. Например, сотни водостойких карточек скольжения, изготовленных из бакелизированной фанеры, использовались для перемещения фрагментов крыши стадиона «Зенит Арена». Для этого объекта специалисты также создали конструкцию, которая решала задачу перемещения раздвижной крыши стадиона. «Мы разработали новую конструкцию, которая обеспечивает перемещения и повороты опорных узлов только в одном направлении», – поясняет Станислав Шульман.

Перекрытие Апарт-отеля в Сочи
Перекрытие апарт-отеля в Сочи

Расширить географию работ и поставок, присутствие на строительном рынке страны специалистам «Стройкомплекса-5» позволило умение ориентироваться на рынке и реагировать на конъюнктуру, решать нетривиальные задачи, которые ставят заказчики. Причем не только при реализации транспортных проектов, но и при строительстве уникальных зданий и сооружений: спортивных арен, театров, промышленных предприятий и жилых комплексов. Например, чтобы воплотить в жизнь интересное архитектурное решение, заложенное в проекте жилого дома в Подмосковье, где два высотных корпуса соединялись вставкой, потребовалось нестандартное решение опорного узла. Разработчики предложили тангенциальные скользящие опорные части, которые имеют минимальную ширину, позволяющую разместиться на стене дома. Здания с такой же висящей в воздухе многоэтажной вставкой сегодня стоят и в Петербурге, и в Киеве. Инженерное решение по устройству опор принадлежит конструкторам «Стройкомплекса-5». Опорными частями, разработанными специалистами «Стройкомплекса-5», оборудованы спорткомплекс «Арена-Рига», апарт-отель в Сочи, театр оперы и балета в Чебоксарах.

В строительстве цементного завода в Калужской области, комплекса РУСАЛ в Красноярске, блока Рефтинской ГРЭС на Урале, теплотрассы в Санкт-Петербурге применялась уже новая модификация оборудования – опорные части пылезащищенные, которые обеспечивают дополнительную защиту рабочей зоны от пыли. «Принципы, предполагающие ориентацию на собственные разработки, сегодня стали нашим преимуществом, – констатирует Станислав Шульман. – Мы легко вписываемся в программу импортозамещения, не зависим от зарубежных поставок, санкций. И поскольку ведем разработку с нуля и до внедрения инновационных решений, сами формируем рабочую конструкторскую документацию, процесс от идеи до воплощения не занимает много времени. Поэтому наши услуги и продукция не только не уступают зарубежным аналогам, но и обходятся заказчику в полтора, а то и в два раза дешевле».

«Стройкомплекс-5», активно развивая инжиниринговое направление деятельности, при всех проблемах сохраняет производство: все основные и ответственные операции по изготовлению продукции выполняются на своей базе, а все остальное передается партнерам. Без сложностей сегодня не обходится ни один производитель, считает Станислав Шульман. В их числе он называет и агрессивную маркетинговую политику зарубежных конкурентов, и сокращение ассортимента сырья, скачки цен на него, падение объемов строительного производства. Тем не менее в компании продолжат совершенствовать конструкции, искать пути сокращение затрат на их производство и, безусловно, в дальнейшем продолжат генерировать новые инженерные идеи.

 

Группа компаний
«СТРОЙКОМПЛЕКС-5»
СПб, ул. Бабушкина, д. 36
тел./факс (812) 560-71-69
тел. (921) 969-76-93
E-mail: info@sc-5.ru
http://www.stroycomplex-5.ru

 

Журнал «Строительство и городское хозяйство», № 168, сентябрь 2016