Стратегия успеха

Ледовый дворец

Шульман С.А.Двадцать пять лет – целая эпоха для молодого российского бизнеса. Умение найти свою нишу, успешно применив свой интеллектуальный потенциал, ставка на собственные силы и индивидуальный подход к каждому проекту позволяют петербургской компании «Стройкомплекс-5» и сегодня уверенно удерживать лидирующие позиции в строительной отрасли.

Об истории и сегодняшнем дне компании рассказывает ее генеральный директор Станислав Александрович Шульман.

– Юбилей компании – хороший повод, чтобы оглянуться назад, вспомнить, с чего все начиналось, оценить достижения этих двадцати пяти лет…

– Действительно, все начиналось четверть века назад, в 1991 году. После распада страны произошли коренные перемены не только в политике, экономике, но и в ментальности людей. Мы вдруг осознали, что разрушена вся структура государства, надеяться не на кого, каждый теперь должен выживать в одиночку. Я в то время работал в институте «Ленгипротрансмост», и помню, как сразу исчезли планы НИОКРа, планы типового проектирования, – по сути, наши знания, профессиональный опыт оказались невостребованными. И вот мы, небольшая группа единомышленников, обладающих собственными инженерными и конструкторскими разработками, подтвержденными авторскими свидетельствами и патентами, организовали небольшую собственную компанию. Поначалу брались за любые работы: проектировали и частные дома, и больницу, и даже первое в Петербурге частное кладбище. Но все это нас не устраивало – хотелось найти свое направление, наукоемкое, где мы могли бы наиболее полно раскрыть свой потенциал. К тому времени в нашем коллективе появились два очень грамотных специалиста из НИИ «Химволокно» – прекрасного института, который, к сожалению, не смог выжить в новых рыночных отношениях. Они предложили неизвестные нам ранее антифрикционные материалы. В Советском Союзе эти материалы использовались в оборонной и космической промышленности, в частности для облицовки ракетных шахт. И мы решили применить их для изготовления опорных частей для мостов.

Путепровод

Поворотным моментом в деятельности нашей компании можно считать мою встречу с Леонидом Соломоновичем Блинковым, тогда – директором московского «Мостотреста», а в прошлом – моим коллегой по БАМу. В 1995 году, будучи в командировке в Москве, я зашел к нему и рассказал о том, какие наработки мы готовы предложить мостостроителям. Так «Стройкомплекс-5» получил свой первый заказ на изготовление опорных частей для моста через Оку у Каширы. После того, как у нас появился первый успешно реализованный проект, стало проще. Мы продолжали сотрудничество с «Мостотрестом», кроме того, появились совместные проекты с «Мостоотрядом-19» и «Мостостроем-6» в Петербурге, с «Мостоотрядом-30» в Уфе, наши опорные части оказались востребованы в Латвии, Эстонии и других странах бывшего СССР.

– Сегодня, к сожалению, мало осталось компаний, которые начинали свою деятельность в 90-е годы: ушли с рынка даже такие гиганты, как «Мостоотряд-19», «Мостострой-6»… Как вы думаете, какие принципы вам помогают успешно работать и развиваться?

– Дело в том, что с самого начала мы сделали ставку на собственные разработки. Очень редко выполняем заказы по чужим чертежам, для каждой конкретной задачи стараемся найти оптимальное решение. А это всегда приводит к наилучшему результату. Конечно, не гнушаемся, что называется, и типовыми проектами, но больший успех все-таки нам приносят авторские разработки. В 1996–1997 годах мы начали расширять линейку продукции и стали разрабатывать конструкцию деформационных швов. К тому времени на российский рынок вышла немецкая фирма Maurer Söhne GmbH&Co. Мы изучили их технологию, увидели имеющиеся недостатки, предложили свою конструкцию и получили патент на полезную модель. Сегодня мы изготавливаем деформационные швы для искусственных сооружений в достаточно большом количестве. Это стало вторым направлением нашей деятельности. И третье направление – сейсмозащитные устройства, опять же оригинальные решения, разработанные нами совместно с учеными ПГУПСа.

Крыша Зенит-арены

Вообще за 25 лет у нас скопился целый портфель авторских свидетельств и патентов. В том числе имеются по-настоящему уникальные наработки. К примеру, мы разработали опорные части, рассчитанные на вертикальные и отрывные опорные реакции. Решение очень оригинальное, простое и надежное. На эту опорную часть мы получили патент на изобретение. Специалисты знают, что это уже патент высшей пробы.
Нельзя не сказать еще об одной очень в высшей степени эффектной разработке – опорных частях для выкатных тележек раздвижной крыши строящегося стадиона «Зенит-Арена». Когда был объявлен конкурс на эти устройства, приняли участие три компании: немецкая, австрийская и наша. Принцип конкурентов – приспособить уже имеющиеся разработки к новому проекту – оказался более дорогим и технически сложным. Мы предложили тангенциальные скользящие опорные части, работающие только в одном направлении, как того и требовала конструкция узлов опирания крыши. В результате и цена оказалась ниже, и конструкция надежнее. Уже изготовлены первые опорные части, проведены все необходимые испытания.

– Станислав Александрович, какими объектами ваша компания особенно гордится?

– Можно сказать, что практически каждый объект нам дорог. Как можно забыть первый мост через Оку у Каширы, фактически открывший нам путь в мостостроение, или эстакады на Третьем транспортном кольце, мосты через Москва-реку и канал им. Москвы. География нашего присутствия разрастается с каждым годом, и это не только Россия, Эстония, Казахстан, Туркмения… Но есть среди наших объектов особенно интересные. Опорные части используются не только в мостостроении, но также для возведения зданий и сооружений различного назначения. Изготовленные нашей фирмой опорные части надежно удерживают и конструкции многих спортивных комплексов: в Казани, Минске, Риге, Москве, – и даже перекрытия театра оперы и балета в Чебоксарах. Очень оригинальный объект – Ледовый дворец на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве. В прошлом году мы поставили 132 опорные части для стадиона Победы в Волгограде.

Ледовый дворец

Отдельного упоминания заслуживает наша работа на объектах Сочинской олимпиады. Будучи на начальном этапе главным инженером проектов мостовых сооружений на железнодорожных линиях Адлер – Аэропорт, Адлер – Красная Поляна, я уговорил строителей пойти на беспрецедентное решение – применить на железнодорожных эстакадах пролетные строения из преднапряженного железобетона. Это действительно уникальный случай в отечественном мостостроении. С 60-х годов прошлого века в этих целях использовался исключительно металл или сборный железобетон.

В Сочи «Стройкомплекс-5» разрабатывал два принципиально новых направления. Это сейсмозащитные устройства для мостов, которых было изготовлено более 100, а также герметичные деформационные швы для железнодорожных мостов. Причем наша конструкция оказалась проще и дешевле немецких аналогов. Помимо этого была масса небольших инфраструктурных объектов, на которые мы также поставляли опорные части и деформационные швы. Были и нестандартные объекты, такие как кабельная эстакада горного курорта «Роза Хутор», нижняя база канатной дороги, несколько зданий, в том числе «Апарт-отель» в Адлере. Все они стоят на наших опорных частях, учитывающих возможные сейсмические воздействия. Олимпийцы гордятся своими медалями, а мы – тем, что мы были причастны к созданию такого масштабного, красивого комплекса зданий и сооружений.

Мост

– Сильная сторона вашей организации – мощный интеллектуальный потенциал. Как решаете проблему кадров?

– С самого начала костяк «Стройкомплекса-5» составили сотрудники НИИ, инженеры-проектировщики, химики. Сам я 52 года отработал в институте «Ленгипротрансмост», который стал впоследствии ОАО «Трансмост». Сегодня из пяти отцов-основателей компании осталось трое. Но у нас сложилась традиция привлекать к работе не просто хороших, а лучших специалистов, профессионалов в своем деле. Сейчас в компании уже работают молодые ребята, очень толковые, знающие. Кроме того, отрадно, что в нашем небольшом коллективе имеется даже профессиональная династия. Сын Николая Николаевича Антонова, одного из ученых-химиков, принесших идею использования антифрикционных тканых материалов, Андрей Николаевич сегодня продолжает дело отца. На нашей производственной базе он изготавливает антифрикционные покрытия для опорных частей, карточек скольжения и др. Оглядываясь назад, скажу, что во все времена можно найти применение своим силам, своим знаниям и опыту, если ты действительно профессионал. Мы пережили не один кризис, но сегодня малому и среднему бизнесу нужна поддержка на государственном уровне. Наши отечественные материалы, технологии не уступают европейским, а зачастую и превосходят их. Но порой не выдерживают напора иностранных производителей, которые сегодня наводняют наш рынок под китайской маркой. В результате идет загрузка не наших, а китайских предприятий, уплывают за рубеж налоговые отчисления, повышается благосостояние не российских, а иностранных граждан. Ну, и качество китайское всем известно… Нужна продуманная политика государства по защите своих производителей, своих граждан, своей промышленности, а в конечном счете – своей безопасности.

Беседовала Елена Рачкова

 

Журнал “Строительство. Технологии. Организация” 06/47/сентябрь 2016